Учителей уравняют в зарплатах к 2026 году
Евгений Ямбург: «Поговорка “ума нет, иди в пед” больше неактуальна»
Масштабное обращение президента к Совету Федерации, которое было озвучено накануне, продолжают обсуждать на всех уровнях. Даже не специалисты увидели, что львиную часть своего выступления глава государства посвятил изменениям в социальной сфере: семье, демографии, образовании. Из уст Путина прозвучали четкие указания с приложением конкретных цифр финансирования – что последует за ними?
Одно из самых конкретных поручений президента касалось повышения зарплат учителей. Всем классным руководителям и замам директора по воспитательной работе была озвучена прибавка в 5 тысяч рублей. А тем из них, кто живет в малых городах России с населением до 100 тысяч человек – по 10 тысяч рублей.
«А это, по сути, все наши небольшие города, райцентры, поселки, села, – уточнил президент. – Так вот, уже с 1 марта 2024 года предлагаю вдвое увеличить таким специалистам федеральную выплату за классное руководство и кураторство группами до 10 тысяч рублей».
Но это не все: учительские зарплаты вообще будут пересмотрены на корню. Сейчас они формируются исходя из размера региональных бюджетов, поэтому сильно отличаются в разных частях страны.
«Я не буду вдаваться в детали, она (система выплат) действительно сложна, и депутаты, и члены правительства понимают, о чем я говорю, – заверил Путин.
По словам президента, кабмин уже к 2025 году создаст новую модель оплаты труда бюджетников, в том числе учителей, и обкатает ее в рамках пилотных проектов в нескольких областях России. А к 2026 году предстоит «принять окончательное решение для всей страны» по зарплатам учителей.
– Огромный блок выступления президента был посвящен образованию, – комментирует образовательную часть послания заслуженный учитель России, руководитель Центра образования № 109, академик Евгений Ямбург. – И это абсолютно верно, потому что образование есть проектирование будущего. Все предложения на послании были глубоко выверены, обсуждены со специалистами, с экспертами.
Кратко перечислю. Поддержка и более высокая оплата классных руководителей, повышение заработной платы советникам (директора) по воспитанию. Все, что уже существует в Москве, будет распространено на всю страну, на новые регионы. Что вызывает полную поддержку, разумеется.
– Да, это очень важная вещь. Мы часто говорим об едином образовательном пространстве. Если, допустим, папа какого-то ребенка переехал из Москвы на Дальний Восток, школьник не должен оказаться в ситуации, когда вся программа обучения у него рассыпается, потому что в одном городе она одна, а в другом – другая. Но единая система образования предполагает и единую оплату.
Сегодня, к сожалению, уровень оплаты определяют регионы. И разница очень большая. Вот, например, если я заплачу своему учителю меньше 90 тысяч, меня просто снимут с работы в Москве. А уже в Подмосковье уровень оплаты учителя ниже. А, например, в таком городе как Екатеринбург учителя высшей категории берут нагрузку в 30 часов, чтобы заработать 22 тысячи рублей в месяц. Это же не работа – это халтура, получается. И не потому, что они такие жадные. Просто, цены везде одинаковые, что в Москве, что в Екатеринбурге. А зарплаты – разные. В этой ситуации, надо и правда серьезно пересматривать систему оплаты труда учителей.
В Москве еще очень трудно устроиться в школу, много желающих. Сейчас в педагогические вузы идут стобалльники по ЕГЭ. Нет больше такой ситуации, над которой издевались в советские годы, мол, «ума нет, иди в пед».
Специалисты пошли в учителя в Москве. Например, человек работал в банке, финансовую подушку себе там заработал, получил второе высшее образование и пришел в школу. У меня есть такие учителя, и в чем их ценность: человек не только теорию дает, он изнутри знает и может показать, как работает, как устроена банковская система. И это тоже целиком вопрос оплаты труда, уравнивания зарплат, чтобы такое происходило повсеместно. Если мы хотим, чтобы в школы рекрутировались кадры. В деревнях сейчас нередки случаи, когда старшеклассники ведут занятия у младших классах, больше некому…
– Репетиторство было, есть и будет всегда. Даже просто согласно договору трудовой деятельности, учитель имеет право этим заниматься. Потому, что темп усвоения знаний у детей разный, индивидуальная работа есть индивидуальная, оплачивается отдельно. Но как эта проблема решена в Москве? Успешные учителя, заслуженные учителя, чьи ученики из года в год поступают на бюджет, ведут в онлайн-формате занятия для всех желающих. И если у тебя в школе дела идут не очень, ты можешь присоединиться и получать индивидуальную подготовку. За это ничего не платить, потому что платит государство, в данном случае, мэрия Москвы.
А поскольку в послании шла речь о том, что цифровизировать будут даже самые маленькие поселки (президент сказал, что будет использоваться ИИ в обучении, сеть библиотек модернизируют и сделают цифровыми центрами, на что из бюджета запланировано выделить 9 миллиардов рублей – Авт.), то и оттуда можно будет присоединиться к такому вот репетиторству. Совершенно бесплатно. Думаю, что это тоже очень перспективное и интересное направление.