Образование

Школьница совершила самоубийство из-за экзамена: заслуженный педагог дал важный совет родителям

«Не надо делать из ребенка донора»

В Новосибирске родители нашли мертвой выпускницу 9-го класса. Перед ответственным экзаменом она покончила с собой, не справившись с нервным напряжением. На что обратить внимание родителям и педагогам? На эту тему «МК» поговорил с заслуженным учителем России Александром Снегуровым.

15-летнюю школьницу нашли мертвой в собственной комнате. Накануне она сильно поссорилась с мамой и отказалась сдавать устное собеседование по русскому языку, необходимое для допуска к итоговым экзаменам в 9-м классе. 

Известно, что девушка состояла на учете у психиатра. У нее уже была одна попытка свести счеты с жизнью из-за учебы. На этот раз школьница довела задуманное до конца.

Сообщения о самоубийствах подростков в период итоговых экзаменов повторяются из года в год. Как правило, роковое решение уйти из жизни могут принять и абсолютно здоровые дети, считает заслуженный учитель России Александр Снегуров.

– Не должно быть зацикленности на результатах и на оценках на экзаменах. Родители боятся, что если они не будут «нагнетать», то ребенок перестанет стараться, не будет учить и повторять материал. Да, это возможно. Но, думаю, важнее все же здоровая психика. Поэтому не придавайте экзамену судьбоносное значение. Иначе подростки получают установку, что если что-то пойдет не так, то, значит, и жизненный сценарий будет исковеркан. Не надо экзамен связывать с будущими годами, надо оторвать одно от другого. Да, это очередное испытание, от которого что-то зависит, но не фундаментальное.

– На психику давит общая установка в ряде школ, связанная с рейтинговым механизмом. Чем лучше ученики сдают экзамены, тем выше поднимается школа в рейтинге, тем больше ей выделяют грантов. Ребенку и родителям надо выйти из этой гонки. Каким бы ни было стремление администрациями отчитаться о блестящих результатах школы, не надо давить на учеников.

– Если родители видят, что ребенок не может дальше заниматься. Начинаются головные боли, паника. Надо остановиться. Чтобы понять, что ребенок на пределе, должны быть крепкие семейные отношения. Когда сын или дочь замкнуты в своем скафандре, то это сделать тяжелее. Например, я говорю всегда своей дочери: «Если устала, откладывай все. Я тебя как родитель защищу, поддержку. Не можешь выполнить все, сделай что-то одно и предупреди учителя». Педагоги тоже должны понимать, что помимо учебы у детей может быть музыкальная школа, секции. Надо уметь маневрировать, а не действовать как бестолковый робот, работающий по составленной программе.

– Учителю выгодно иметь таких детей. Когда из всего класса выделяют 4-5 «рабочих лошадок». Таким образом ребенок становится донором для педагога. Если родитель заметил, что от нагрузки и ответственности у подростка «едет крыша», то надо ставить вопрос о переводе на очно-заочное обучение. А всех детей с нарушениями психики я бы советовал переводить на домашнее обучение.

Источник www.mk.ru

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»