Общество

«Лазурные автобусы» Питера не горят — так взрываются, не взрываются — так тонут

Транспортная реформа в Петербурге вышла на новый, непредсказуемый уровень

В Петербурге горят автобусы. Новые, «лазурные», как называют их в Смольном по цвету окраса. Месяца не проходит, чтобы не случилась какая-нибудь нехорошая история с их участием. Не обошлось и в ноябре. За последние десять дней сразу три серьезных происшествия.

Сначала на дамбе, где во вторник, 19-го, загорелся «лазурный», курсирующий по отдаленному от центра города маршруту Кронштадт — Старая Деревня. Первыми заметили неладное пассажиры — в какой-то момент салон медленно, но верно стал заполняться дымом. По счастью, обошлось без печальных последствий.

Двумя днями позже, 21-го, «отметился» другой рейсовый автобус из новеньких — № 159. Начал он, что называется, прытко, но в середине пути, проезжая по микрорайону новостроек Купчино потерял центральную входную дверь! Та отвалилась на ходу. Если бы не зацепилась при этом за поручень в салоне, её на скорости вынесло бы на мостовую. Но — пронесло.

Еще через три дня, 24-го, в салоне автобуса № 26, следовавшего по Лиговскому проспекту города, произошел взрыв. Как говорили потом пассажиры, «все решили, что сработала бомба». И рванули к выходам. Паники удалось избежать во многом благодаря исключительной организованности людей. Петербуржцы, похоже, начали уже привыкать к «сюрпризам» «новой замечательной транспортной составляющей» города, как называют ее чиновники.

На этот раз, в «взрывном» транспортном средстве общественного пользования не обошлось, увы, без пострадавших. Одной из пассажирок, 60-летней женщине прилетел в голову кусок пластмассы внутренней обшивки салона, отлетевший во время детонации. С рваной раной головы и черепно-мозговой травмой её доставили в больницу. По предварительным данным, взорвалась деталь, обеспечивающая равномерное и стабильное давление воздуха в тормозной системе, тормозах, подвеске. Так называемый ресивер пневмосистемы.

С учетом происшествий в предыдущие два года, статистика ужасающая. Хотя, в Смольном с этим не согласны. Как не раз заявляли представители комитета по транспорту в ответ на критику журналистов, «тревожиться не о чем», «задачи снять машины с рейсов нет». Проведем, мол, аудит техники, выясним, наладим. Да и вообще, статистика пожаров в пределах нормы, а ДТП стало меньше…

Третий год все это продолжается. За это время возгорания и другие происшествия с «новичками» — Volgobus и МАЗ приобрели уже массовый характер. Иной раз диву даешься, как они вообще ездят, эти «лазурные». Что там отвалившаяся дверь — моторы из них на ходу вываливаются!

Так произошло прошлым летом на проспекте Стачек. Есть видеозаписи этого «оригинального» происшествия, сделанного проезжавшими там и тогда автомобилистами. Видно, как автобус маршрута № 2, проезжая перекресток, вдруг подпрыгнул то ли на неровности, то ли по какой другой причине. А вслед за этим из его задней части вывалился двигатель, разливая на дорогу техническую жидкость. Вот уж действительно, хоть плачь, хоть смейся! Пассажиров, к слову, тогда не сразу попросили на выход. Многие в салоне «ждали, когда поедем» — с транспортом на этой линии вечные долгие нервные ожидания…

Всего в 2023 году эксперты насчитали до 20 возгораний и поломок «новинки». В текущем чуть меньше. Пока.

Версии происходящего самые разные. Главная: поспешность и непродуманность затеянной Смольным транспортной реформы. Суть которой — в отказе от маршруток в пользу автобусов разной вместительности, а также «оптимизация» (любимое словечко бюрократов) маршрутов.

Старые, хотя вполне ещё бодрые, соответствующие качеству ТС решено было заменить «новыми, современными, вместительными». Как ностальгируют теперь петербуржцы: были у нас нормальные, удобные, не старые ещё желтые автобусы, которых зачем-то сменили на неудобные, да еще и опасные.

Закупили 370 Volgabus и белорусских МАЗов. Примерно пополам. Первая партия количеством 98 штук прибыла быстро. И практически сразу заявила о себе поломками и возгораниями. А также классическими ДТП: то въезжая в идущий впереди транспорт, то теряя управление…

— Если бы вы знали, как принимали эти новые автобусы при поставке, вы бы не удивлялись происходящему, — ответил на звонок «СП» водитель с 30-летним стажем одного из тех автопарков, которому «посчастливилось» получить «заветные» Volgobus.

— Полноценного их осмотра как такового не было. Всё по ускоренной схеме — новые ведь! Чиновники почему-то очень торопились. Хотели, наверное, быстрее показать горожанам, как заботится о них власть. А после того, как начались ЧП, это было списано … на жару. Дело было летом прошлого года.

«СП»: Но жаркая погода стояла тогда, помнится, не так уж и долго…

— Теперь другую причину нам называют: человеческий фактор. То водитель, по их словам, не выспался, то — техосмотр не прошел.

«СП»: Какие автобусы в Петербурге чаще всего горят и разваливаются?

— Минские «МАЗы». Но Volgabus не на много отстает. У нас в автопарке говорят, что и МАЗ спешил. Выпускал автобусы в авральном режиме. Отсюда, возможно, и неполадки с техникой.

В Смольном причин возникающих то и дело с автобусами проблем не называют. Иногда разве что комментируют, объясняя «горючесть» минских автобусов, например, их низким полом. И обещая «отработать вопрос с поставщиками».

«Отрабатывать» надо, заметим, не только новые автобусы, на закупку которых было выделено 3,4 млрд. рублей (за 100 штук). Схожие ЧП и с «умными» трамваями.

Минувшей весной при обкатке нового рельсового транспорта случилось трагедия: погибла 45-летняя женщина, попавшая под колеса, еще двое пешеходов получили травмы. Виновным в этой трагедии был признан… искусственный интеллект. Его при той обкатке, как выяснилось, не включили…

У городской администрации сейчас куда важнее заботы — очередная реформа. На этот раз кадровая. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры продолжают меняться руководители. Сейчас на посту исполняющего обязанности уже третий чиновник за год. У его коллег из комитета по транспорту после задержания за взятку в 2,5 млн. рулей зампреда Рената Ягудина, тоже чехарда. Не до автобусов тут.

К слову, проверки в обоих комитетах начались после жалоб в компетентные органы перевозчиков. Они и раньше критиковали городскую власть за нарастающие как снежный ком проблемы с общественным транспортом. Решающим же поводом стало ЧП в начале мая, когда рейсовый автобус, пробив Поцелуев мост, съехал в Мойку. Погибло тогда семеро пассажиров.

Виновными, помимо водителя-мигранта, назвали транспортную кампанию, в которой он работал. И ни слова о том, что у перевозчиков хроническая нехватка средств, выделяемых в Петербурге на зарплату водителей, дефицит запасных частей и многого другого. А где тотальная экономия на технике, там, известно, всегда нештатные ситуации.

Источник

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»